Панно из мозаики своими руками

Разговор о : 

Сколько стоят готовые панно и картины из мозаики, думаю, многие видели. Кто не обратил внимания, скажу, что стоят они кучу денег - тысячи гривен. Но если Вы хотите вписать в свой интерьер такое панно, то не обязательно его покупать уже в готовом виде, можно собрать нужную Вам композицию самостоятельно. Сделать это не так сложно, а мозаика в чистом виде стоит в разы дешевле. Небольшой мастер-класс на эту тему.

Я буду собирать панно из стеклянной мозаики. Купила я ее совсем задаром. Для любителей распродаж делюсь злачным местом - это сток киевского магазина "Агромат" (ул. Булаховского, 2). Там часто можно купить наборные мозаичные пластины 30 на 30 см по 30-40 грн, а если повезет, то и дешевле. 

Как-то пару лет назад приобрела я там остатки от готового панно. Собрать с него запланированный производителем узор было не реально, это была распаровка с недостающими фрагментами и повторами. Но я подумала, что когда появится у меня время, я с этих перламутровых стеклышек соберу свою картинку. 

Идея, что именно собирать, пришла не сразу. Количество цветов ограничено, вводить какой-то вид мозаики дополнительно не хотелось. Решения не было, мозаика ушла лежать на длинную полку и ждать своего часа.
Однажды меня осенило - ведь эти же цвета есть на анютиных глазках! Дальше работа пошла очень быстро, ведь главное идея.


     

Мозаика предназначена для коридора, который выполнен в преимущественно серых тонах. Мозаичное панно будет здесь единственным ярким элементов. Оно расположится на стене прямо напротив входной двери - будет привлекать, согласно фен-шуй, положительную энергию в дом)

Из отдельных листов плотной бумаги (взяла упаковочную из строительного супермаркета) я склеила поле нужного размера.

Карандашом примерно набросала местоположение цветов и опробовала несколько вариантов как можно выкладывать цветы.​ Были пару идей, в том числе и выкладывать мозаики ровными рядами как на исходных листах. Но поскольку соблюдать параллельность на таком большом формате довольно трудоемко, я остановилась на варианте, предполагающем произвольную ориентацию мозаинок.

Большой кусок работы состоял еще и в том, чтоб ободрать мозаику с сетки. Работали всей семьей и справились за пару присестов. Мозаику предварительно не замачивали, снимали в сухом виде. Приклеена она на клеевую основу, подобную той, что используется в прозрачном скотче. В принципе, наша мозаика снималась достаточно легко, как вариант, ее можно было греть феном, чтоб клей размягчился, но мы обошлись без этого.


Сразу сортировали мозаику по цветам в отдельные емкости. Это позволило прикинуть сколько какого цвета есть в наличие и уже исходя из количества складывать узор.

Прорисовываю на бумаге рисунок и навожу контур цветов.


На бумагу накладываю сетку, обычную малярную из лески, и приклеиваю ее по периметру малярным скотчем (можно использовать обычный скотч).

Мозаику буду крепить на сетку с помощью клеевого пистолета термоклеем.
В принципе, между сеткой и бумагой было бы логично проложить слой полипропиленовой пленки, чтоб термоклей не приставал к бумаге, но у меня ее на тот момент не было и я решила, что обойдусь.

Выкладывать цветок начинаю по контуру - выкладываю ряд мозаик. Затем присоединяю к нему второй ряд, если нужно, третий. Смотрю по рисунку. Свободное место, что осталось внутри, заполняю произвольно, стараясь вместить максимальное количество мозаинок.

Для серединок цветов я использовала бывшие у меня в наличие остатки овальной перламутровой мозаики (купила эту мозаику там же). 
Важно старательно выложить узор вокруг серединки и продумать цветовую гамму, чтоб цветок имел сходство с настоящим.

 

Обратите внимание на способ выкладывания лепестков на примере желтого цветка ниже:
вначале ряды по кругу, затем полуряды, остаток площади заполнен произвольно расположенными мозаиками.

Мозаики следует выкладывать по направлению условных линий - представьте себе, как бы Вы рисовали цветок карандашом. Тогда он будет выглядеть естественно.

Выбирая цвет каждого цветка, я исхожу из количества мозаики, а также посматриваю на фото настоящих анютиных глазок, они мне дали много подсказок. 

Розового цвета было совсем мало, я сочетала его с фиолетовым и поместила в лепестки одного цветка. Белого тоже мало, его я использую больше для того, чтоб оттенить другие цвета. Темно-синий хорошо совместился с голубым цветом, и в природе такие анютины глазки есть. Больше всего у меня в наличие желтого и светло-голубого.

Постепенно цветы заполняются, а мозаики становится все меньше и меньше. Хватит мне ее или нет, я не знала буквально до конца. 

Выбор цвета и расположение цветных зон был полный импровиз. Я одновременно выкладывала и приклеивала, надеясь, что все сложится и мозаики хватит. Если бы не хватило, то думала бы в конце что делать и как поступить)
Выкладывать все, а потом клеить мне было лень. Часть бы узора сдвинулась, да и вынимать мозаики с готового узора довольно сложно, не сместив его.

 

В конце я вышла на небольшое количество голубых мозаик, кучку желтых и немножко темно-синих.  Чтоб прикинуть хватит  ли мне мозаик, я заполнила ими, рассыпав в хаотичном порядке, область цветка. Вроде бы достаточно и должно хватить.

 

Дальше полный импровиз расцветки исходя из того, что есть в наличие. Специально оставила немного белых для серединки.

На всякий случай даже уменьшила площади лепестков) Потом в конце оказалось, что лепестки можно было выкладывать в полном размере и я переделала, увеличив их до исходного размера.

Прикидка, хватит ли голубых.

Еще один пример того, как заполнять лепесток: переход от белого через голубой к темно-синему и направление линий выкладывания.

 

В результате двух дней работы получилась такая картинка.
Уже глядя на весь рисунок, можно кое-что подправить - оторвать, заметить и переложить, если где-то узор вам не нравится.

 

Пару фото фрагментов узора:

   

Осталось немного желтой мозаики. Глаз почти алмаз)

Далее вырезаю каждый цветок по периметру.

Снимаю бумагу, чтоб осталась только сетка с приклеенной к ней мозаикой.

Бумага немного прихватилась термоклеем и приходится пользоваться для ее отдирания ножом - поддевать кусочки бумаги. Если бы я проложила между бумагой и сеткой пленку, то возможно этого этапа можно было избежать. Хотя не факт. Термоклей приклеивает чуть ли не все.

   

Бумага сдирается мелкими кусочками, чтоб очистить от нее всю мозаику, у меня ушло пол дня.


Бумажный шаблон следует вырезать так, чтоб он был цельным, поскольку в дальнейшем он пригодится - его следует приклеить малярным скотчем по периметру на стену и обвести контуры цветов. Это существенно упростит процесс наклеивания мозаики и позволит точно перенести узор.

Все быстро  и просто, 5 минут и на стене есть разметка. 
Но здесь следует быть очень внимательным и не повторить мою ошибку - я перевела зеркальное отображение узора, потому что приложила бумажный шаблон не той стороной. 
Кто спешит, тот людей смешит)

Поскольку бумагу я благополучно выбросила в мусоропровод, то чтоб перевернуть рисунок буду использовать пленку. Да, именно пленку))) Которую я не проложила между бумагой и сеткой, потому что ее у меня не было. Зато сейчас мне пришлось ее покупать)))))

Креплю пленку с помощью малярного скотча на стену, обвожу маркером контур цветов. Затем пленку перевозачиваю и опять прикрепляю. В результате имею правильный рисунок.

В пленке вырезаю отверствие по контуру цветка и наношу в полученное поле шпателем тонкий слой клея (пару миллиметров).
Если у меня был бы первоначальный вариант - просто контур цветов на стене, то я бы наносила клей по этим конутрам и ничего не вырезала. По факту, пленка тут не нужна, она появилась от бесисходности)

Клей использую вот такой - на основе акриловой композиции.

Прикладываю мозаичный цветок и плотно прижимаю его. Лучше ля равномерного распределения клея прикатать его резиновым валиком.

Далее вырезаю контур еще одного цветка и приклеиваю его аналогично. И так далее...


Клей можно равномерно распределять по поверхности  плоским шпателем или использовать специальный зубчатый шпатель. Чем удобнее, тем и пользуйтесь.

Вся мозаика приклеена. Сутки нужно подождать, чтоб клей хорошо высох и можно приступать к расшивке швов.
Здесь у меня стал вопрос с выбором цвета. Как мне показалось, логично было бы использовать расшивку серого цвета, чтоб увязать мозаику с остальными элементами коридора. Белых стен, которые видны сейчас на фото, не будет. Они спрячутся внутрь шкафов, которые вскоре будут установлены. Мебель будет тоже в серых оттенках, раздвижная часть шкафа - зеркало.

Стены в коридоре покрыты серой декоративной штукатуркой типа крошки, ее цвет серый с голубоватым отливом. На фото он никак не передается правильно. Примерно в этом цвете, только на тон светлей, я хотела подобрать расшивку для мозаики и ею же заполнить фон.

Все, что нам удалось найти в магазине из материалов для заполнения швов в сером цвете  было немного не то. Или оттенок совсем не тот, а серо-коричневый (например, затирки с названием "серый" или "светло-серый"), или сильно светлая. Покупали разные, привозили домой и сравнивали при нашем освещение, лишнее сдавали обратно. В магазине подобрать вообще не реально. 

   

Остановились на затирке Ceresit CE 33/2, цвет - манхеттен, Она была значительно светлей, чем хотелось бы, но зато оттенок тот, что нужно.

Перед тем как наносить затирку, нужно закрыть декоративную штукатурку на стене, чтоб ее не испачкать. Для этих целей отлично подойдет вот такая пленка с липкой лентой по краю. Ее используют для защиты стены рабочей кухонной поверхностьи (фартуха) над плитой.

С помощью резинового шпателя разведенной до удобной вам густоты затиркой нужно тщательно наполнить швы.

Через 15-20 минут вытереть излишки  с поверхности мокрой тканью или нетканой салфеткой. Лучше использовать материалы с гладкой поверхностью, тогда швы будут без рельефа. При желание местами швы можно подправить смоченным водой пальцем.

Швы лучше делать не заподлецо, а немного утопить, тогда стекло будет сверкать под лучами света за счет преломнения на гранях.

Края мозаики следует загладить затиркой. 
Для формирования острых углов можно использовать любой предмет, например лезвие ножа. Но идеально выровнять кромку можно только с помощью смоченного водой пальца)


 

Расшитая мозаика выглядит более яркой и контрастной. Для сравнения - слева с затиркой, справа без.

 

Стеклянная мозаика начинает играть на свету.

 

Вместе с тем, затирка подчеркивает направление линий выкладывания мозаики. Если где-то есть некорректно положенная мозаика или пустоты, то они станут более явными. Чтоб этого не было, можно использовать затирку точно в цвет мозаики. Например, желтое расшивать желтым, голубое - голубым, и т.д.

 

Если после наполнения швов мозаика станет тусклой, не волнуйтесь. Это временно. Она высохнет и будет выглядеть куда лучше. Кроме того, внешний вид портит слой затирки, который лежит на поверхности стекла. 
На фото ниже видно, как мозаика после расшивки стала совсем тусклой.



Сухую мозаику нужно протереть пару раз чистой водой, а затем, после высыхания, еще раз сухой тканью, при этом натирая до блеска.


Следующая задача - нанести затирку на фон.
Мне хотелось делать его немного рельефным, чтоб он не дисгармонировал со структурой крошки на стенах. Как варианты рассматривала такие виды декоративного нанесения.

Но в результате остановилась на фоне  с более мелким рельефом. Сделала его с помощью обычной щетки с плотной щетиной и шпателя (у меня венецианский, но это можно делать любым с гладкой поверхностью).
Наносим затирку на стену, шпателем или щеткой, слоем около 0,5 см. Консистенцию я выбирала исходя из удобства работы и результата, что получался. 

  

Затем кисточкой "тыкаем" в штукатурку, получая примерно такую фактуру. Чем влажней смесь, тем больше рытвины получается и тем рельефней получится рисунок в результате.

С помощью шпателя, его краем, аккуратно равняем часть неровностей, приглаживая легкими касаниями.

  

Через  минут 5, когда затирка чуть затвердела, проглаживаем шпателей еще раз, чтоб все неровности были в одной плоскости.

Делать такую фактурную поверхность нужно небольшими площадями, потому что материал быстро высыхает.

 

Вот так выглядит фактура после полного высыхания.

 

Как я не старалась передать реальный цвет фона, ничего не получилось, цвет уходит в бежевую область. А вообще он и в реальности ведет себя как хамелеон. Ближе к источнику света смотрится как бежево-серый, а в притемненных местах - серый.
  

  

От падающего сверху свет от встроенных светильников LED мозаика очень хорошо переливается, такой угол падения света только усиливает цвета побежалости на поверхности стеклышек.

 

Спасибо за внимание!

Комментарии

Аватар пользователя НаталкаНатали
Круто! Просто нереально гарно!